please do not be inconsistent i find it infuriating // keep calm, work hard and STOP MIMIMI !!!
Умберто Эко.
Кому интересна биография автора: тут или тут
Кто решит это прочитать, сделает свои, одному ему понятные выводы.
Книга небольшая, поскольку жанр эссе подразумевает довольно короткие очерки.
Ниже - некоторые цитаты, лично мне пришедшиеся по душе.
Мне повезло, мне попался прекрасный перевод.
(цы)Когда на сцену приходит другой.
Тот, кто начинает [беседу], неизбежно задаёт вопросы и ждёт, пока собеседник ответит.
Не беспокойтесь из-за того, что говорят, будто выражаемся мы сложно; вероятно, те, кто говорит это, приучены думать чересчур просто по вине средств массовой информации с их "откровениями", по определению предсказуемыми. Пусть же привыкают мыслить более сложно, ибо не просты ни тайное, ни явное.
Этический подход начинается, когда на сцену приходит Другой. Любой закон, как моральный, так и юридический, всегда регулирует межличностные отношения, включая отношения с тем Другим, кто насаждает этот Закон.
[...] Другой, взгляд Другого определяет и формирует нас. Мы (как не в состоянии существовать без питания и без сна) неспособны осознать, кто мы такие, без взгляда и ответа Других.
[...] зло соблазнительно и для тех, кто обладает обоснованным и откровенным представлением о добре.
Самое главное, чтобы в религиозных разногласиях одерживали верх любовь и благоразумие.
Осмысляя войну
[...] когда все решат, что война [...] дала удовлетворительный результат, удовлетворительный в том смысле, что соответствующий целям, ради которых война затевалась. В подобном контексте речь о невозможности и бесполезности войны рискует показаться нелогичной, так как никто не согласится считать бесполезным или невозможным действие, позволившее достичь намеченных целей.
Парадоксы бесоизгонятельного танца: те, кто был за конфликт, начинали разговор с расписывания жестокости войны, а те, кто высказывался против, для начала живописали зверства Саддама.
[...] история знает немало примеров, когда люди шли на смерть, искали смерти (за дело, в которое не верили) исключительно потому, что полагали, что нельзя на место верности подставлять истину.
"Обходитесь как знаете, - должен бы отвечать Папа, - дело ваше", - и казуистика относительно обоснованной самозащиты пришла бы на помощь нашей слабой нервной системе, поскольку никто не обязан доводить добродетельность до геройства.
Но факт остаётся фактом: нынешний мир видит войну другими глазами, не как она виделась в начале столетия, и, если сегодня кто-то заговорит о прелестях войны как единственно возможной гигиены мирового масштаба, он попадёт не в историю литературы (как Д'Аннунцио), а в историю психиатрии.
Да, человечество десятки тысяч лет прибегало к войне для устранения неуравновешенности - что этим доказывается? Те же сотни столетий оно прибегало для устранения психологических перекосов к алкоголю и иным отравляющим веществам.
В крайнем случае всегда под рукой замечательная альтернатива войне, изобретённая в нашем веке, а именно "холодная война". Скопище непотребств, несправедливостей, нетерпимостей, конкретных преступлений, рассеянного террора - эта альтернатива (признаем вместе с историей) была весьма гуманным и в процентном отношении мягким по сравнению с войной вариантом, и в конце концов в ней определились даже победители и проигравшие.
Однако даже при выборе ухода в тактическое молчание ситуация войны требует, чтобы об уходе в молчание было выкрикнуто во всю глотку.
Вечный фашизм
В 1942 году, в возрасте 10 лет, я завоевал первое место на олимпиаде Ludi Juveniles, проводившейся для итальянских школьников-фашистов (то есть для всех итальянских школьников). Я изощрился с риторической виртуозностью развить тему "Должно ли нам умереть за славу Муссолини и за бессмертную славу Италии?" Я доказал, что должно умереть. Я был умный мальчик.
В моём отрочестве было два таких года, когда вокруг были эсэсовцы, фашисты и партизаны, все палили друг в друга, я учился уворачиваться от выстрелов. Полезный навык.
В первые его [Муссолини], ещё антиклерикальные времена, если верить легенде, он предлагал Господу разразить его на месте, дабы проверить истинность Господня бытия. По всей видимости, тот чем-то отвлёкся и просьбу не удовлетворил.
Игры - это серия различных видов деятельности, семейное сходство между которыми очень относительно.
Вот сам по себе принцип валить в кучу [Св.] Августина и Стоунхендж - это и есть симптом ур-фашизма [Вечного Фашизма].
Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре - использовать пружины ксенофобии.
Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.
О прессе
Отрицательные примеры других национальных культур я постараюсь приводить лишь в крайних случаях, поскольку от чужой глупости своя не уменьшается.
[...] нынешняя пресса склоняется к языку того бесформенного единства, которое принято называть "народ", причём предполагается, что народ мыслит и выражается одними пословицами.
[Итальянские] Газеты пишут не о том, что происходило накануне в государстве, а о том, как о происходившем кто-то высказался или мог бы высказаться по "ящику".
Говорят, что когда собака кусает человека - это не газетный факт, газетный факт - когда человек кусает собаку.
Печать, когда она не пишет о телевидении, пишет о самой себе: научилась от телевидения, которое говорит большей частью о телевидении.
Вот к чему я призываю и нашу печать, и наших политических деятелей, пусть побольше вглядываются в мир и поменьше в зеркало.
Миграции, терпимость и нестерпимое
В области символов и математика, и хронология - это не более чем мнения.
С миграциями всё обстоит иначе. Бурные или мирные, они всегда как стихийные бедствия: случаются, и ничего не поделаешь.
Третий мир стучится в двери Европы и входит в них, даже когда Европа не согласна пускать.
Эта смычка (или стычка) культур может привести к кровавым последствиям, и я уверен, что в определённой степени эти последствия проявятся, и будут неизбежны, и будут тянуться долго.
Нетерпимость к иному или к неизвестному естественна у ребёнка, в той же мере, в какой и инстинкт завладеть всем, что ему нравится.
Дикарская нетерпимость основывается на замкнутом круге категорий, который впоследствии перенимает любая расистская доктрина.
[...] перед лицом чистой животности без мыслей мысль оказывается безоружной.
[...] вы проиграли, а мы выиграли, и поэтому мы вешаем вас, а не наоборот.
Терпеть нестерпимое означает ущемлять собственную личность. Если нечто нестерпимо, то надо принять на себя ответственность и определить, в чём же состоит нестерпимость. А затем действовать и быть готовым дать ответ в случае ошибки.
Тяжко чувствовать, среди всех прочих, и самого себя в ответе за этот приговор. Тогда нечего спрашивать, по ком это там звонит колокол.
Кому интересна биография автора: тут или тут
Кто решит это прочитать, сделает свои, одному ему понятные выводы.
Книга небольшая, поскольку жанр эссе подразумевает довольно короткие очерки.
Ниже - некоторые цитаты, лично мне пришедшиеся по душе.
Мне повезло, мне попался прекрасный перевод.
(цы)Когда на сцену приходит другой.
Тот, кто начинает [беседу], неизбежно задаёт вопросы и ждёт, пока собеседник ответит.
Не беспокойтесь из-за того, что говорят, будто выражаемся мы сложно; вероятно, те, кто говорит это, приучены думать чересчур просто по вине средств массовой информации с их "откровениями", по определению предсказуемыми. Пусть же привыкают мыслить более сложно, ибо не просты ни тайное, ни явное.
Этический подход начинается, когда на сцену приходит Другой. Любой закон, как моральный, так и юридический, всегда регулирует межличностные отношения, включая отношения с тем Другим, кто насаждает этот Закон.
[...] Другой, взгляд Другого определяет и формирует нас. Мы (как не в состоянии существовать без питания и без сна) неспособны осознать, кто мы такие, без взгляда и ответа Других.
[...] зло соблазнительно и для тех, кто обладает обоснованным и откровенным представлением о добре.
Самое главное, чтобы в религиозных разногласиях одерживали верх любовь и благоразумие.
Осмысляя войну
[...] когда все решат, что война [...] дала удовлетворительный результат, удовлетворительный в том смысле, что соответствующий целям, ради которых война затевалась. В подобном контексте речь о невозможности и бесполезности войны рискует показаться нелогичной, так как никто не согласится считать бесполезным или невозможным действие, позволившее достичь намеченных целей.
Парадоксы бесоизгонятельного танца: те, кто был за конфликт, начинали разговор с расписывания жестокости войны, а те, кто высказывался против, для начала живописали зверства Саддама.
[...] история знает немало примеров, когда люди шли на смерть, искали смерти (за дело, в которое не верили) исключительно потому, что полагали, что нельзя на место верности подставлять истину.
"Обходитесь как знаете, - должен бы отвечать Папа, - дело ваше", - и казуистика относительно обоснованной самозащиты пришла бы на помощь нашей слабой нервной системе, поскольку никто не обязан доводить добродетельность до геройства.
Но факт остаётся фактом: нынешний мир видит войну другими глазами, не как она виделась в начале столетия, и, если сегодня кто-то заговорит о прелестях войны как единственно возможной гигиены мирового масштаба, он попадёт не в историю литературы (как Д'Аннунцио), а в историю психиатрии.
Да, человечество десятки тысяч лет прибегало к войне для устранения неуравновешенности - что этим доказывается? Те же сотни столетий оно прибегало для устранения психологических перекосов к алкоголю и иным отравляющим веществам.
В крайнем случае всегда под рукой замечательная альтернатива войне, изобретённая в нашем веке, а именно "холодная война". Скопище непотребств, несправедливостей, нетерпимостей, конкретных преступлений, рассеянного террора - эта альтернатива (признаем вместе с историей) была весьма гуманным и в процентном отношении мягким по сравнению с войной вариантом, и в конце концов в ней определились даже победители и проигравшие.
Однако даже при выборе ухода в тактическое молчание ситуация войны требует, чтобы об уходе в молчание было выкрикнуто во всю глотку.
Вечный фашизм
В 1942 году, в возрасте 10 лет, я завоевал первое место на олимпиаде Ludi Juveniles, проводившейся для итальянских школьников-фашистов (то есть для всех итальянских школьников). Я изощрился с риторической виртуозностью развить тему "Должно ли нам умереть за славу Муссолини и за бессмертную славу Италии?" Я доказал, что должно умереть. Я был умный мальчик.
В моём отрочестве было два таких года, когда вокруг были эсэсовцы, фашисты и партизаны, все палили друг в друга, я учился уворачиваться от выстрелов. Полезный навык.
В первые его [Муссолини], ещё антиклерикальные времена, если верить легенде, он предлагал Господу разразить его на месте, дабы проверить истинность Господня бытия. По всей видимости, тот чем-то отвлёкся и просьбу не удовлетворил.
Игры - это серия различных видов деятельности, семейное сходство между которыми очень относительно.
Вот сам по себе принцип валить в кучу [Св.] Августина и Стоунхендж - это и есть симптом ур-фашизма [Вечного Фашизма].
Лучший способ сосредоточить аудиторию на заговоре - использовать пружины ксенофобии.
Вождь, который знает, что получил власть не через делегирование, а захватил силой, понимает также, что сила его основывается на слабости массы, и эта масса слаба настолько, чтобы нуждаться в Погонщике и заслуживать его.
О прессе
Отрицательные примеры других национальных культур я постараюсь приводить лишь в крайних случаях, поскольку от чужой глупости своя не уменьшается.
[...] нынешняя пресса склоняется к языку того бесформенного единства, которое принято называть "народ", причём предполагается, что народ мыслит и выражается одними пословицами.
[Итальянские] Газеты пишут не о том, что происходило накануне в государстве, а о том, как о происходившем кто-то высказался или мог бы высказаться по "ящику".
Говорят, что когда собака кусает человека - это не газетный факт, газетный факт - когда человек кусает собаку.
Печать, когда она не пишет о телевидении, пишет о самой себе: научилась от телевидения, которое говорит большей частью о телевидении.
Вот к чему я призываю и нашу печать, и наших политических деятелей, пусть побольше вглядываются в мир и поменьше в зеркало.
Миграции, терпимость и нестерпимое
В области символов и математика, и хронология - это не более чем мнения.
С миграциями всё обстоит иначе. Бурные или мирные, они всегда как стихийные бедствия: случаются, и ничего не поделаешь.
Третий мир стучится в двери Европы и входит в них, даже когда Европа не согласна пускать.
Эта смычка (или стычка) культур может привести к кровавым последствиям, и я уверен, что в определённой степени эти последствия проявятся, и будут неизбежны, и будут тянуться долго.
Нетерпимость к иному или к неизвестному естественна у ребёнка, в той же мере, в какой и инстинкт завладеть всем, что ему нравится.
Дикарская нетерпимость основывается на замкнутом круге категорий, который впоследствии перенимает любая расистская доктрина.
[...] перед лицом чистой животности без мыслей мысль оказывается безоружной.
[...] вы проиграли, а мы выиграли, и поэтому мы вешаем вас, а не наоборот.
Терпеть нестерпимое означает ущемлять собственную личность. Если нечто нестерпимо, то надо принять на себя ответственность и определить, в чём же состоит нестерпимость. А затем действовать и быть готовым дать ответ в случае ошибки.
Тяжко чувствовать, среди всех прочих, и самого себя в ответе за этот приговор. Тогда нечего спрашивать, по ком это там звонит колокол.
@темы: мозг требует!, Умберто Эко